программа аккредитована Европейской ассоциацией гештальт-терапии (EAGT)
Тема 1 20 часов
Тема 1 20 часов
История возникновения и научные основания гештальт-терапии
Отличительные особенности личностно-ориентированной психотерапии.
Психоанализ: теоретические, социальные и методические следствия.
Экзистенциализм и феноменология: акцент на видимом, субъективизм, уникальность переживаний, ориентация на процессе, диалогичность.
Формирование профессиональных взглядов Ф. Перлза и появление гештальт-терапии.
Отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами.
Основные принципы гештальт-терапии: холизм, фигура и фон, «здесь и теперь», переживание, осознавание, саморегуляция.
Тема 2 20 часов
Тема 2 20 часов
Теория контакта в гештальт-терапии
Понятие о контакте в гештальт-терапии.
Теория self.
Контактная граница и творческое приспособление.
Теория поля в практике гештальт-терапии: поле «организм-среда», контакт, терапевтическое поле.
Фазы контакта. Механизмы прерывания контакта.
Особенности работы с сопротивлением в гештальт-подходе.
Тема 3 20 часов
Тема 3 20 часов
Интегративный характер гештальт-терапии.
Парадоксальная теория изменений А. Бейссера. Здоровье и болезнь в гештальт-терапии.
Взгляд на развитие личности.
Понятие поддержки в гештальт-терапии.
Баланс поддержки и фрустрации в психотерапевтической практике.
Концепция полярностей в гештальт-терапии. Противоположности и целостность.
Тема 4 20 часов
Тема 4 20 часов
Терапия как творческий процесс. Арт-терапевтические методыв гештальт-терапии
Терапевтический процесс: эксперимент как совместное творчество. Динамика построения эксперимента на разных этапах цикла контакта.
Творческие методы в гештальт-терапии (работа с рисунком, глиной, гримом, движением, голосом).
Работа со сновидениями в гештальт-терапии.
Творческий процесс и игра.
Психотерапия и искусство. Основные принципы интеграции арт-терапевтических методов с гештальт-подходом.
Программа обучения на II ступени
Тема 5 20 часов
Тема 5 20 часов
Стратегия и тактика терапевтической работы. Этические и эстетические принципы психотерапии.
Основные стратегии работы гештальт-терапевта.
Структура и динамика терапевтической сессии.
Типы терапевтических интервенций и их использование гештальт-терапевтом.
Понятие интенциональности контакта в гештальт-терапии.
Сензитивные и фасилитационные навыки консультанта и терапевта.
Построение терапевтических гипотез.
Вопросы профессиональной этики. Терапевтический контракт.
Тема 6 20 часов
Тема 6 20 часов
Феномены тела в гештальт-терапии.
Телесность как биологический, психологический и культурный феномен.
Модели подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии.
Концепция «адаптированной телесной структуры» Дж. Кепнера.
Телесный процесс и терапевтические стратегии. Роль дыхания, голоса, пространства и движения в терапевтической сессии.
Прикосновение как межчеловеческое событие. Терапевтическое использование прикосновения.
Тема 7 20 часов
Тема 7 20 часов
Клиническое применение гештальт-терапии. Диагноз в гештальт-терапии. Характеристики невротического опыта.
Основные принципы применения гештальт-терапии в клинической практике. Виды диагностики.
Симптом как форма контакта
Феномен тревоги. Тревога и возбуждение
4. Концепция невроза в гештальт-терапии.
Тема 8 20 часов
Тема 8 20 часов
Гештальт-терапия психосоматических расстройств.
Различные теоретические модели возникновения психосоматических расстройств.
Телесные феномены и психосоматический симптом.
Психосоматический симптом в индивидуалистической и полевой перспективах.
Преобразование биологической картины болезни в психологическую
Тема 9 20 часов
Тема 9 20 часов
Психология и гештальт-терапия зависимого поведения.
Психологические аспекты зависимого поведения.
Природа химической зависимости.
Стратегия и тактика работы с больными алкоголизмом и наркоманией в стационарных условиях.
Особенности амбулаторной психологической реабилитации. Программа «12 шагов».
Социальные факторы нарушения пищевого поведения.
Тема 10 20 часов
Тема 10 20 часов
Гештальт-терапия аффективных расстройств. Особенности гештальт-подхода в терапии тяжелых личностных расстройств.
Диагностика и клинический подход гештальт-терапевта.
Клинические и психологические аспекты депрессивных расстройств.
Реактивная депрессия и реакция острого горя. Закономерности работы с переживанием горя.
Пограничное и нарциссическое расстройство личности. Особенности терапии.
Специфика психотерапии клиента с психотическим опытом.
Тема 11 20 часов
Тема 11 20 часов
Терапевтические отношения. Этические аспекты терапевтической любви и агрессии.
История развития концепции переноса в психоанализе.
Контрперенос и его роль в формировании терапевтических отношений.
Современный взгляд на терапевтические отношения в гештальт-терапии.
Баланс между символическими и реальными аспектами отношений в работе гештальт-терапевта.
Любовь в терапии как событие на границе контакта.
Сексуальность и любовь в поле ситуации.
Этапы терапевтического процесса.
Тема 12 20 часов
Тема 12 20 часов
Диалогическая основа терапевтических отношений в гештальт-терапии.
Философия диалога М. Бубера. Понятие диалога у ММ. Бахтина.
Диалог и терапевтические отношения в экзистенциальных подходах.
Феномены диалога и попытки их описания в гештальт-терапии.
Сущность диалогической позиции гештальт-терапевта.
Диалог и полевая модель.
Тема 13 20 часов
Тема 13 20 часов
Гештальт-терапия с детьми и семьями.
Психология возраста. Специфика работы с детьми.
Творческий процесс и восстановление игровой способности в работе с детьми.
Семья как система. Здоровая и дисфункциональная семья.
Методические принципы терапевтической работы с супружескими парами.
Современный подход к стратегии и тактике семейной терапии: П. Филиппсон, М. Спаньоло Лобб, Э. Линч
Творческий аспект в работе семейного психотерапевта.
Тема 14 20 часов
Тема 14 20 часов
Групповая психотерапия. Особенности гештальт-подхода.
Групповая психотерапия с позиции различных теоретических концепций.
Групповая динамика, ее терапевтическая роль, стадии, механизмы.
Теория группового развития в гештальт-терапии.
Влияние творческой активности группового терапевта на развитие динамических процессов.
Развитие контактной интенциональности участников группового процесса.
Выбор клиента для индивидуальной работы в группе.
Супервизорская поддержка группового терапевта.
Тема 15 20 часов
Тема 15 20 часов
Интервенции в гештальт-терапии. Супервидение в индивидуальной и групповой гештальт-терапии. Предэкзаменационная супервизорская группа.
Self как процесс, функция и событие контакта. Развитие опыта контакта в терапевтической сессии.
Характер интервенций на различных этапах терапевтической сессии.
Представление о функциях супервизора в различных терапевтических подходах.
Теоретические основы супервизии в гештальт-терапии.
Выбор фокуса супервидения.
Модель очной и заочной супервизии.
Роль супервизии в процессе обучения психотерапии.
Тема 16 20 часов
Тема 16 20 часов
Предэкзаменационная супервизорская группа
Требования допуска к экзаменационной сессии – 75% выполнения программы «Теория и практика гештальт-терапии», включая профессиональный тренинг, супервидение, индивидуальную терапию, рефераты и анализ случаев.
20 часов
20 часов
Экзаменационная сессия
Демонстрация практической работы в рамках краткосрочной терапевтической сессии с клиентом (20 мин.) в ситуации очной супервизии, которая оценивается независимым экспертом.