Программа курса «Теория и практика гештальт-терапии»

1 уровень: Основы гештальт-терапии (первый год обучения)

Тема 1. История возникновения и научные основания гештальт-терапии. (20 ч.)
1. Отличительные особенности личностно-ориентированной психотерапии.
2. Психоанализ: теоретические, социальные и методические следствия.
3. Экзистенциализм и феноменология: акцент на видимом, субъективизм, уникальность переживаний, ориентация на процессе, диалогичность.
4. Формирование профессиональных взглядов Ф. Перлза и появление гештальт-терапии.
5. Отношения гештальт-терапии с другими психологическими и психотерапевтическими подходами.
6. Основные принципы гештальт-терапии: холизм, фигура и фон, «здесь и теперь», переживание, сознавание, саморегуляция.

Тема 2. Теория контакта в гештальт-терапии. (20 ч.)
1. Понятие о контакте в гештальт-терапии.
2. Теория self.
3. Контактная граница и творческое приспособление.
4. Теория поля в практике гештальт-терапии: поле «организм-среда», контакт, терапевтическое поле.
5. Фазы контакта. Механизмы прерывания контакта.
6. Особенности работы с сопротивлением в гештальт-подходе.

После второго тематического семинара начинает работу терапевтическая группа.
Терапевтическая группа – 8 часов.

Тема 3. Интегративный характер гештальт-терапии. (20 ч.)
1. Парадоксальная теория изменений А. Бейссера. Здоровье и болезнь в гештальт-терапии.
2. Взгляд на развитие личности.
3. Понятие поддержки в гештальт-терапии.
4. Баланс поддержки и фрустрации в психотерапевтической практике.
5. Концепция полярностей в гештальт-терапии. Противоположности и целостность.

Терапевтическая группа – 8 часов.

Тема 4. Терапия как творческий процесс. Арт-терапевтические методы в гештальт-терапии. (20 ч.)
1. Терапевтический процесс: эксперимент как совместное творчество. Динамика построения эксперимента на разных этапах цикла контакта.
2. Творческие методы в гештальт-терапии (работа с рисунком, глиной, гримом, движением, голосом).
3. Работа со сновидениями в гештальт-терапии.
4. Творческий процесс и игра.
5. Психотерапия и искусство. Основные принципы интеграции арт-терапевтических методов с гештальт-подходом.

Терапевтическая группа – 8 часов.

Итого: первый уровень обучения составляет 80 часов тематического тренинга, 24 часа участия в терапевтической группе.

2 уровень: Теория и практика гештальт-терапии (2-4 годы обучения)

Тема 5. Стратегия и тактика терапевтической работы. Этические и эстетические принципы психотерапии. (20 ч.)
1. Основные стратегии работы гештальт-терапевта.
2. Структура и динамика терапевтической сессии.
3. Типы терапевтических интервенций и их использование гештальт-терапевтом.
4. Понятие интенциональности контакта в гештальт-терапии.
5. Сензитивные и фасилитационные навыки консультанта и терапевта.
6. Построение терапевтических гипотез.
7. Вопросы профессиональной этики.
8. Психотерапия как профессия.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 6. Феномены тела в гештальт-терапии. (20 ч.)
1. Телесность как биологический, психологический и культурный феномен.
2. Модели подходов к телесным и психическим феноменам в психотерапии и гештальт-терапии.
3. Концепция «адаптированной телесной структуры» Дж. Кепнера.
4. Телесный процесс и терапевтические стратегии. Роль дыхания, голоса, пространства и движения в терапевтической сессии.
5. Прикосновение как межчеловеческое событие. Терапевтическое использование прикосновения.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 7. Клиническое применение гештальт-терапии. Диагноз в гештальт-терапии. Характеристики невротического опыта. (20 ч.)
1. Основные принципы применения гештальт-терапии в клинической практике. Виды диагностики. DSM IV.
2. Симптом как форма контакта.
3. Феномен тревоги и его роль в формировании невротического поведения. Тревога и возбуждение.
4. Концепция невроза в гештальт-терапии.
5. Роль невротического симптома в организации терапевтических отношений.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 8. Гештальт-терапия психосоматических расстройств. (20 ч.)
1. Различные теоретические модели возникновения психосоматических расстройств.
2. Гипотеза соматической (ретрофлексивной) проекции как попытка синтеза двух теоретических линий объяснения психосоматических расстройств.
3. Внимание гештальт-терапевта к опыту телесного симптома.
4. Специфика психологической помощи при различных психосоматических заболеваниях.

Супервизорская группа – 6 часов.
Терапевтическая группа – 20 часов.
Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 9. Психология и гештальт-терапия зависимого поведения. (20 ч.)
1. Психологические аспекты зависимого поведения.
2. Природа химической зависимости.
3. Стратегия и тактика работы с больными алкоголизмом и наркоманией в стационарных условиях.
4. Особенности амбулаторной психологической реабилитации. Программа «12 шагов».
5. Социальные факторы нарушения пищевого поведения.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 10. Гештальт-терапия аффективных расстройств. Особенности гештальт-подхода в терапии тяжелых личностных расстройств. (20 ч.)
1. Диагностика и клинический подход гештальт-терапевта.
2. Клинические и психологические аспекты депрессивных расстройств.
3. Реактивная депрессия и реакция острого горя. Закономерности работы с переживанием горя.
4. Пограничное и нарциссическое расстройство личности. Особенности терапии.
5. Специфика психотерапии клиента с психотическим опытом.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 11. Терапевтические отношения. Этические аспекты терапевтической любви и агрессии. (20 ч.)
1. История развития концепции переноса в психоанализе.
2. Контрперенос и его роль в формировании терапевтических отношений.
3. Современный взгляд на терапевтические отношения в гештальт-терапии.
4. Баланс между символическими и реальными аспектами отношений в работе гештальт-терапевта.
5. Любовь в терапии как событие на границе контакта.
6. Сексуальность и любовь в поле ситуации.
7. Этапы терапевтического процесса.
8. Терапевтический контракт и терапевтический альянс.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 12. Диалогическая основа терапевтических отношений в гештальт-терапии. (20 ч.)
1. Философия диалога М. Бубера. Понятие диалога у М.М. Бахтина.
2. Диалог и терапевтические отношения в экзистенциальных подходах.
3. Феномены диалога и попытки их описания в гештальт-терапии.
4. Сущность диалогической позиции гештальт-терапевта.
5. Диалог и терапевтические техники.

Супервизорская группа – 6 часов.
Терапевтическая группа – 20 часов.
Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 13. Гештальт-терапия с детьми и семьями. (20 ч.)
1. Психология возраста. Специфика работы с детьми.
2. Творческий процесс и восстановление игровой способности в работе с детьми.
3. Семья как система. Здоровая и дисфункциональная семья.
4. Методические принципы терапевтической работы с супружескими парами.
5. Современный подход к стратегии и тактике семейной терапии: П. Филиппсон, М. Спаньоло Лобб, Э. Линч.
6. Творческий аспект в работе семейного психотерапевта.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 14. Групповая психотерапия. Особенности гештальт-подхода. (20 ч.)
1. Групповая психотерапия с позиции различных теоретических концепций.
2. Групповая динамика, ее терапевтическая роль, стадии, механизмы.
3. Теория группового развития в гештальт-терапии.
4. Влияние творческой активности группового терапевта на развитие динамических процессов.
5. Развитие контактной интенциональности участников группового процесса.
6. Выбор клиента для индивидуальной работы в группе.
7. Супервизорская поддержка группового терапевта.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 15 выбирается студентами исходя из профессиональных интересов:
Тема 15.1. Гештальт-подход в работе с организационными системами. (20 ч.)
1. Изменения в организационных системах. Парадоксальная концепция изменений.
2. Управление изменениями. Цикл изменения. Фазы цикла.
3. Уровни системы. Основные принципы работы с учетом разных уровней системы.
4. Сопротивление изменениям. Работа с сопротивлением.
5. Оценка готовности системы к изменениям.
6. Психотерапия и оргконсультирование.

Тема 15.2. Перинатальная психотерапия. Особенности гештальт-подхода. (20 ч.)
1. Психологические концепции беременности.
2. Мифы о беременности, распространённые страхи.
3. Роль тела, принятие телесности, выделение места для ребенка телесно и психологически.
4. Невротические и психосоматические расстройства в акушерской практике: токсикозы, угроза невынашивания, тревога и депрессия.

Супервизорская группа – 6 часов.

Тема 16. Интервенции в гештальт-терапии. Супервидение в индивидуальной и групповой гештальт-терапии. (20 ч.)
1. Self как процесс, функция и событие контакта. Развитие опыта контакта в терапевтической сессии.
2. Характер интервенций на различных этапах терапевтической сессии.
3. Представление о функциях супервизора в различных терапевтических подходах.
4. Теоретические основы супервизии в гештальт-терапии.
5. Выбор фокуса супервидения.
6. Модель очной и заочной супервизии.
7. Роль супервизии в процессе обучения психотерапи.

Супервизорская группа – 6 часов.
Предэкзаменационная супервизорская группа – 20 часов.
Требования допуска к экзаменационной сессии – 75% выполнения программы «Теория и практика гештальт-терапии», включая профессиональный тренинг, супервидение, индивидуальную терапию, рефераты.

Тема 17. Экзаменационная сессия. (20 ч.)
Демонстрация практической работы в рамках краткосрочной терапевтической сессии с клиентом (20 мин.) в ситуации очной супервизии, которая оценивается независимым экспертом.